Навигация
Партнеры
Статьи о ремонте
Немного истории
Неопластицизм (гол. neoplasticism) - понятие ввёл художник Пит Мондриан, которым определил свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом "Де Стиль" ("De Stiji").
В бурном кипении 20-х гг. родились движения, вдохновившие своей отвагой весь XX век - конструктивизм, русский суперматизм, голландское движение Де Стиль. Целью этих художественных авангардных течений стала попытка найти новый язык, отражающий процессы кардинальных изменений, происходящих в обществе, и соединить теоретические исследования с окружающей реальностью. Художник-дизайнер-инженер воспринимался как творец, который создаст новый предметный мир для обновленного человека.
Эстетика «стилистов» была связана с философией математика М. Г. Шунмакерса. Именно он предложил сузить цветовую палитру до трех базовых цветов и обосновал свою позицию в книге «Новый образ мира». В ней он писал, что желтый, синий и красный — «единственные существующие цвета… Желтый — это движение луча (вертикаль)… Синий — контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод)… Красный — соединение желтого и синего».
Концепция искусства а-ля Шунмакерс-Мондриан, названная неопластицизмом (Nouvelle plastique), стала определяющей для художественного метода группы «Де Стил». Свое второе рождение она получила, начав воплощаться в мебельной и архитектурной индустрии.
Первая попытка перенести принципы неопластицизма в трехмерное пространство принадлежит столяру-краснодеревщику Герриту Ритвельду. В 1917 году, взяв за основу традиционную идею раскладывающегося кресла-кровати, он создал «красно-синий стул» - манифест конструктивизма в дизайне мебели.
Эта своего рода абстрактная скульптура состояла из черного каркаса, двух досок и реек разной длины, окрашенных в «основные цвета». В последующие годы Ритвельд продолжил работу над дизайном предметов обстановки. Тогда появились прямые потомки прославленного стула: буфет, детская коляска, тачка, которые были собраны из прямолинейных перекладин и панелей, закрепленных на болтах. Свое «красно-синее» кресло Ритвельд называл «фрагментом пространства, оживленным в качестве реальности».
Ритвельд и другие «стилисты» — художники Барт ван дер Лек, Георг Вантонгерлоо, архитекторы Роберт Ван`т Хофф, Я. И. П. Ауд, Ян Вилс и поэт Энтони Кок — работали самостоятельно, некоторые из них даже не были знакомы между собой. Их объединяли вера в теорию неопластицизма и знакомство с Тео ван Дусбургом.
Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным, синим и желтым, т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный.
С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", воплощенной в "чистой", геометризованно обобщенной форме. Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).
Комментарии