Навигация
Партнеры
Статьи о ремонте
Периоды развития советской архитектуры 2
Советская архитектура предвоенного времени характеризуется монументализацией архитектурного образа, парадной представительностью. Большую роль в выработке стиля этого периода сыграл объявленный в начале 30-х годов конкурс на разработку проекта Дворца Советов в Москве.
1933-1955 гг.
Во втором туре конкурса на Дворец Советов (1932) высшими наградами были отмечены проекты, тяготевшие к романтизированному классицизму (И. Жолтовский) и ардеко (Б. Иофан и американец Г. Гамильтон).
В 1935 г. начались широкомасштабные работы по реконструкции Москвы. Генеральный план развития столицы был разработан группой архитекторов под руководством Владимира Николаевича Семёнова (1874-1960). К 1941 г. был заново сформирован ансамбль московского центра, обновлена система транспортных артерий города, построены девять новых мостов через реки Москву и Яузу и гранитные набережные, три линии метрополитена (первая была введена в действие ещё в 1935 г), разбиты зелёные массивы Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького и Всесоюзной сельскохозяйственной вставки.
Жилые территории формировались в виде укрупненных кварталов, объединенных в планировочные районы и включающих комбинаты бытового обслуживания. Началось строительство метрополитена, первая очередь которого вступила в действие в 1935 г.
Призыв к исполнению "как новых, так и лучших приемов классической архитектуры" был воспринят как программная установка всей советской архитектуры. В 1939 г. началось строительство Дворца Советов (Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх). Строительство было прервано войной, но проект оказал влияние на развитие архитектуры 50-х годов.
В Москве в 1935-1941 гг. был обновлен центр города. Вариантом концепции "здания-монумента" был "стиль Лубянки" - это официальное направление проявилось в образном решении Дома СНК СССР (1932-1936, А. Лангман), построенного на месте сноса старых зданий в центре Москвы.
Особенно ценным стал опыт возведения жилых домов поточно-скоростным методом, домов из крупных блоков на Валовой улице и на Большой Полянке (1939-1941, А. Буров, Б. Блохин) в Москве, а также в Ленинграде, Магнитогорске, Новосибирске и других городах.
Для советской архитектуры 30-е годы оказались переходом, не реализовавшим свои возможности. Развернувшиеся в нашей стране процессы были прерваны войной 1941-1945 гг.
Восстановление, строительство и реконструкция городов после войны потребовали научного обоснования огромного объема проектно-планировочных работ, разработки схем и проектов районной планировки. Формирование нового архитектурного облика городов и сел в послевоенный период шло в короткие сроки, уже в первой половине 50-х годов разрушенные города и села в основном были восстановлены. В 1947 Г. было принято решение о строительстве в Москве высотных зданий как символа победы в Великой Отечественной войне.
Строительство системы высотных зданий в Москве, органично вросших в городскую застройку, явилось воплощением концепции города как единого художественного целого.
В это же время были построены в Москве жилые дома по проектам И. Жолтовского на Смоленской площади и Большой Калужской улице, решенные на основе разработки тем классики. Дом на Смоленской площади наделен легкими, облегчающимися кверху пропорциями, основанными на отношениях золотого сечения и его функций. Посредством этих пропорциональных отношений достигнута гармоническая согласованность всех элементов архитектурной композиции здания. Дом на Большой Калужской занимает встроенное положение в системе улицы. Поэтому его главный фасад сделан плоским, что хорошо согласуется с градостроительным характером большой транспортной магистрали.
В многоэтажных домах, построенных по проектам И. Жолтовского, на фасадах с равномерной сеткой окон воссоздана структура ренессансного палаццо. При этом архитектор использовал чистоту ренессансной системы при организации современного жилища.
Важную роль в послевоенной архитектуре сыграло типовое проектирование, получившее развитие в 1945-1954 гг. Это было время создания новой методологии типового проектирования - серийного метода при централизованном изготовлении унифицированных элементов. И. Жолтовский считал, что массовое типовое строительство в первую очередь должно быть прекрасным. Поэтому необходимо было создавать типы удобного, экономичного, красивого жилья и разрабатывать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей.
Начало нового этапа советской архитектуры относится к 1955 г. в связи с постановлением об устранении излишеств в проектировании и строительстве. В результате коренной перестройки архитектурно-строительного дела предполагалось создать архитектуру современного социалистического города.
Перелом, назревший в самой архитектурной профессии, не осуществился. Серия решительных мер "сверху" создала новые проблемы, производя демонтаж системы архитектурной деятельности.
Комментарии