Навигация
Главная страницаЭкономика строительства Специфика сметного ценообразования в строительстве

Специфика сметного ценообразования в строительстве

Сметная стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений – предприятий, зданий, сооружений – сумма денежных средств, необходимых для его реализации в соответствии с проектными материалами.
Механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:
1. Индивидуальный характер строящихся зданий и сооружений, особенно в гидротехническом строительстве, а также существенная зависимость стоимости от конкретных условий строительства. Подобные обстоятельства не позволяют установить единые отпускные цены на строительную продукцию, как это делается в других отраслях народного хозяйства. Поэтому цена в основном рассчитывается индивидуально на основе сметной документации в соответствии с объемами работ, методами технологии производства и единичных расценок на отдельные виды работ.
2. Многообразие строительной продукции. Каждый объект строительства имеет свои особенности, и он, в определенной мере, неповторим. Даже объекты, строящиеся по типовому проекту, имеют свои особенности, так как они привязываются к определенной местности. Из этой особенности вытекает, что каждый строительный объект имеет свою индивидуальную цену.
3. Длительность производственного цикла строительства. Эта особенность проявляется в том, что в условиях инфляции проектная цена может не совпадать с фактической. Эта же особенность заставляет всех заинтересованных участников инвестиционного процесса учитывать фактор времени при формировании цены на строительную продукцию.
4. Высокая материалоемкость строительной продукции, что обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и определять, как они влияют на себестоимость строительной продукции, а, следовательно, и на ее цену.
5. В формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует свои интересы.
Поэтому окончательная цена на строительную продукцию – это согласованная и компромиссная цена между заинтересованными юридическими лицами.
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода - от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов.
Такие принципы нахождения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики.
Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве следующие:
• формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
• обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
• определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.
Состав и содержание сметной документации.

Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных сметных расчетов (смет), объектных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.
Сметная документация составляется в определенной последовательности, по принципу от частного к общему (от простого к сложному): от расчета сметной стоимости отдельных видов работ до определения стоимости строительства в целом.
В составе проектно-сметной документации сметные расчеты располагаются в обратной последовательности, т. е. вначале сводный сметный расчет стоимости строительства, затем объектные сметы и т. д. ,
Локальные счетные расчеты (сметы) являются первичными сметными документами.
Локальные сметы составляются для определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат в составе рабочего проекта или рабочей документации. При двухстадийном проектировании на стадии «Проект» разрабатываются локальные сметные расчеты, которые отличаются от локальных смет меньшей детализацией расчетов и требуют использования укрупненных показателей и сметных нормативов (УПСС, УСН. ПРЗС и др.). Исходными данными в любом случае являются:
• параметры зданий и объемы работ;
• действующие сметные нормативы и свободные (рыночные) цены и та-рифы.
При этом используют укрупненные сметные нормативы и действующие единичные расценки.
На монтаж технологического и других видов оборудования составляются отдельные локальные сметные расчеты (сметы). Они составляются:
• по зданиям и сооружениям — на строительные работы, ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т. п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и другие работы;
• по общеплощадочным работам — на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.
В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка расчетов в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Группировка по разделам должна соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям допускается разделение па подземную часть (работы «нулевого цикла») и надземную часть.
По специальным строительным работам и по установке оборудования рекомендуются следующие разделы:
• по специальным строительным работам:
♦ фундаменты под оборудование;
♦ специальные основания;
♦ каналы и приямки;
♦ обмуровка, футеровка и изоляция;
♦ химические защитные покрытия и т. п.;
• по установке оборудования:
♦ приобретение и монтаж технологического оборудования;
♦ технологические трубопроводы;
♦ металлические конструкции (связанные с установкой оборудования) и т. п.
Объектные сметы (расчеты) составляются на объект в целом. В объектной смете объединяются (суммируются) данные из локальных смет с группировкой работ и затрат с последующим добавлением лимитированных и других затрат. Сметы составляются на базовом или текущем уровне цен.
По объектной смете осуществляются расчеты за выполненные строи-тельные (ремонтно-строительные) и монтажные работы между заказчиком и подрядчиком.
При наличии в проектах на жилые здания встроенных или при-строенных помещений торговли и коммунально-бытового обслуживания объектные сметы должны составляться отдельно для жилой части и указанных частей строящихся объектов.
Допускается составление и одной общей объектной сметы, но с выделением из итоговой суммы стоимости жилой части здания и встроенных или пристроенных частей.
В объектном сметном расчете (смете) показываются общая сметная стоимость, средства на оплату труда, расчетный измеритель и показатели единичной стоимости (на 1 м3 объема здания и т. п.).
При составлении объектных сметных расчетов (смет) используются также укрупненные сметные нормативы и стоимостные показатели объектов-аналогов.
Объектные сметы объединяют локальные сметы по всем видам работ: общестроительным внутренним санитарно- и электротехническим, противопожарно-охранной сигнализации, телефонизации, приобретению и монтажу оборудования, мебели, инвентаря. После итога суммирования локальных смет дополнительно начисляются им лимитированные затраты.
Таким образом, объектный сметный расчет (смета) определяет сметный лимит стоимости объекта, формирует свободную договорную цену на строительную продукцию.
В конце объектной сметы указывается размер возвратных сумм.
Сметная заработная плата (Зсм) используется для планирования фонда оплаты труда и формируется из следующих частей:
Зсм=Злс+Звр+Ззу+Зрс
Где: Злс —заработная плата по соответствующим локальным сметам, включая заработную плату рабочих, учтенную в сметных накладных расходах;
Звр — заработная плата рабочих в составе стоимости возведения титульных временных зданий и сооружений, сверх учтенной в сметных накладных расходов по нетитульным временным зданиям, сооружениям, приспособлениям и устройствам;
Ззу — заработная плата рабочих, учтенная в составе зимних удорожаний;
Зрс — сметная заработная плата в составе резерва средств на непредвиденные работы и затраты, находящегося в распоряжении подрядчика.
Сводный сметный расчет является основным документом, определяющим полную сметную стоимость строительства. Утвержденный в установленном порядке, он служит основанием для определения размера необходимых капитальных вложений и открытия финансирования строительства
По данным сводного сметного расчета оценивается эффективность проект¬ных решений.
В сводный сметный расчет включаются отдельными строками данные по всем объектным сметам без сумм па покрытие лимитированных затрат и расчетов на отдельные виды затрат (в целях исключения двойного их учета).
В сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства распределяются по следующим главам:
1. Подготовка территории строительства.
2. Основные объекты строительства.
3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.
4. Объекты энергетического хозяйства
5. Объекты транспортного хозяйства и связи.
6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения.
7. Благоустройство и озеленение территории.
8. Временные здания и сооружения.
9. Прочие работы и затраты.
10. Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия.
11. Подготовка эксплуатационных кадров.
12. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.
Основной является глава 2, которая включает итоги но всем объектным сметам основных объектов строительства.
К сводному сметному расчету, представляемому на утверждение в составе проекта, составляется пояснительная записка, в которой приводятся:
• месторасположение строительства;
• перечень сметных нормативов, принятых для составления смет на строи-тельство;
• нормы накладных расходов;
• норматив сметной прибыли;
• показатели стоимости;
• другие сведения.
За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указываются:
• возвратные суммы (определяются расчетами) и выносятся в заголовок;
• сумма налога на добавленную стоимость (НДС) под наименованием «Затраты, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС)».
В состав сметной документации входит также «Сводка затрат» — документ, определяющий стоимость строительства крупных предприятий в неосвоенных районах с указанием стоимости объектов производственного и жилищно-гражданского назначения.

Реформирование ценообразования.

В системе ценообразования в строительстве произошли существенные изменения, которые связаны, в первую очередь, с внедрением новой государственной сметнонормативной базы 2008 года.
В 2003 году было 48 сборников на строительные работы, но отсутствовал 35-й – на подземные работы. В 2008 году этот сборник был восстановлен, благодаря чему количество элементно-сметных норм увеличилось с 43 тысяч до 44,5 тысячи. При переработке элементно-сметных норм в единичные расценки раньше было рассчитано 45 сборников (из 48). В новой редакции таких сборников стало 46 (из 47). Единичных расценок стало больше – 42 790
Изменилась кодификация материалов. Материалы из одного сборника переписывались в другой, при этом изменился не только номер сборника, но и позиция после номера. (против 35,5 тысячи в старой редакции). Таким образом, новая нормативная база, не совместима со старой.
Основной и самый важный этап реформы ценообразования в строительстве – это возврат к бюджетному планированию на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС) и укрупненных показателей конструктивных решений (УПКР). В постановлении Правительства № 427 от 18.05.2009 г речь идет об укрупненных показателях как об определителе максимальной стоимости строительства объекта, превышать которую нельзя. Более того, фиксирование максимальной цены объекта, публичный метод оценки стоимости и официальные нормативы – это прямой антикоррупционный шаг, который не позволит завышать стоимость и получить излишки денег в виде взяток. Государство получит механизм и данные, на которые оно может опираться при составлении бюджета на последующие периоды.
Второй этап - подготовка существующей сметно-нормативной базы к дальнейшему использованию в основном этапе. По п.2.5 Методики опреде-ления стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС81-35.2004), Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) используются для разработки укрупненных нормативов. С этим и связана была работа по их переработке, корректировке и дополнениям. С этим же связаны и перекодировка ресурсов, которая позволит в дальнейшем вводить общие для всей территории страны новые ресурсы, и выпуск новых единичных расценок всех уровней.
Государственная сметно-нормативная база ГЭСН, ФЕР редакции 2008–2009 годов состоит в из двух частей: первая – нормы и расценки на новое строительство и ремонтно-строительные работы (ГЭСН, ФЕР, ГЭСНр, ФЕРр) введенные в действие приказами Минрегиона № 207 и № 253; вторая – нормы и расценки на монтажные, пусконаладочные работы и работы по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНм, ГЭСНп, ГЭСНмр, ФЕРм, ФЕРп, ФЕРмр), а также сборники средних сметных цен на эксплуатацию машин и автотранспортных средств и сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции в редакции, введенной в действие письмом Росстроя № СК-2919/02.
В официальной редакции сметно-нормативной базы, действующей на настоящий момент, – около 3800 новых расценок (ФЕР, ФЕРр), в том числе учитывающих технологии по устройству автомобильных работ, благоустройству территории, прокладке трубопроводов больших диаметров, горизонтального бурения скважин и т.д.
Федеральные единичные расценки (ФЕР), согласно п. 2.12, 3.28 и 3.30 МДС81-35.2004, служат для определения сметной стоимости базисно-индексным методом. Изменились базовые стоимостные показатели расце-нок. Второй участник расчета – индекс служит для приведения базового уровня цен к текущему.


Новые нормативные источники

“Правила возмещения собственникам земельных участков, земле-пользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, зем-лепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц” утверждены постановлением Правительства РФ от 7.05.2003г. №262 (“Об утверждении Правил…”).

Теперь порядок возмещения убытков определяется новыми Прави-лами, тогда как возмещение потерь сельскохозяйственного производства по-прежнему регулируется действующим Положением “О порядке воз-мещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства”, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.01.1993 г. № 77 (согласно п. 2 Постановления № 262, которым это прежнее Положение признается утратившим силу только в части возмещения убытков). Из этого следует, что сохраняется и норма, в соответствии с которой не требуется возмещать потери сельскохозяйственного производства “при изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения” (п. 33 Положения от 28.01.1993 г.). В то же время, для возмещения убытков законодательство не выделяет эти случаи, и очевидно, что убытки, причиненные изъятием земельных участков и/или ограничением прав субъектов землепользования при создании охраняемых природных (а равно историко-культурных) территорий, должны возмещаться в полной мере. Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (куда полностью попадает изъятие для создания ООПТ), включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством (п. 1 Правил). Возмещение убытков при этом производится за счет соответствующих бюджетов (п. 4), и размер их рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, которые должны быть утверждены Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и тор-говли РФ и Министерством имущественных отношений РФ (п. 5). При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав (п. 8). Для иных субъектов землепользования учитывается то же самое, за исключением понижения рыночной цены участка (п. 8).
Определенное значение для правовой защищенности степных экоси-стем Правила могут иметь и в обратной ситуации, когда пользователю (собственнику, владельцу, арендатору) степного (пастбищного, сенокос-ного) участка требуется возместить свои убытки, причиненные его изъятием либо ограничением прав, не связанным с природоохранными це-лями, и/или ухудшением качества земель. При определении размера убытков, причиненных собственникам, пользователям, владельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в резуль-тате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель (п. 9). Также в этих ситуациях в полной мере возмещаются и потери сельскохозяйственного производства (кроме случаев, перечисленных в п. 33 Положения от 28.01.1993 г.).

Положение об организации и осуществлении государственного мо-ниторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) утверждено постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177.

“Под государственным мониторингом окружающей среды (государ-ственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется – экологический мониторинг). Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации”.
Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечи-вают в пределах своей компетенции специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Министерство природных ресурсов РФ, Росгидромет, Росземкадастр, Минсельхоз РФ, Госкомитет по рыболовству и др.). На МПР РФ возложена обязанность координировать деятельность федеральных органов по организации и осуществлению экологического мониторинга, согласовывать методические и нормативно-технические документы по вопросам организации и осуществления мониторинга, обеспечивать (с участием других заинтересованных органов) совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создавать условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.

Цели экологического мониторинга сформулированы следующим образом:
• наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
• оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
• обеспечение потребностей государства, юридических и физиче-ских лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

“Положение организации…” также определяет задачи экологического мониторинга и сферы использования его результатов.

Постановление Правительства РФ “О Правительственной комиссии по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений” от 21.08.2003 г. № 514.

Комиссия создается “в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по разработке нормативных правовых актов и внедрению организационных и экономических механизмов в области реформирования и регулирования земельных отношений”. Постановлением утверждено также Положение о Правительственной комиссии. В соответствии с ним, комиссия является координационным органом со следующими задачами:
а) обеспечение разработки проектов концепций нормативных правовых актов и методических документов, направленных на создание и совершенствование организационных и экономических механизмов реформирования и регулирования земельных отношений;
б) организация эффективного взаимодействия и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений;
в) содействие внедрению организационных и экономических механиз-мов реформирования и регулирования земельных отношений.
21 сентября 2012