Навигация

Главная страницаСтроительство торговых сооружений Архитектурная композиция и световая среда внутренних пространств, особенности восприятия

Архитектурная композиция и световая среда внутренних пространств, особенности восприятия

Массовое внедрение неторговых функций в структуру пассажа существенно меняет традиционные модели поведения посетителей. Объединение торговли с развлекательными центрами, предприятиями нетрадиционного питания, игровыми элементами т.д. — все это придает покупательской активности характер, не ограниченный чисто прагматической целью купить товар.
Объектом проектирования в архитектуре всегда является пространственная форма. Множество функций проектируемого объекта подразумевает многообразие пространственных форм. Для того, чтобы все элементы сложного комплекса (от большой формы до малой детали) были органично связаны, необходимое четкое представление об иерархии композиционных средств и соответственное их использование в проектировании.
Предлагается следующая классификация уровней композиции:
— общая композиция внутренней среды пассажа;
— частная композиция функционально-пространственной зоны;
— элементарная композиция отдельного пространства или помещения;
— композиция архитектурной детали.
Специфическая особенность пассажа как многофункционально сооружения — совокупность общей и частной композиции пространства.

В отличии от пассажей, построенных лет 15–20 назад, в современных торговых комплексах практически не используется симметрия пространственных решений. Ибо она вызывает неизбежные, неразрешимые противоречия — как относительно внешней среды городского окружения, так и применительно ко вновь создаваемой внутренней среде: симметрия ограничивает возможности последующего включения новых связей и новых пространств. Необходимость дополнительного роста в перспективе неизбежно столкнется с жесткостью системы и либо вызовет функциональные затруднения, либо разрушит саму
симметрию пространства.
Таким образом, в неопределенном, сложном, но структурированном пространстве, видна альтернатива безграничной мобильности и разнообразия композиций.
В общем виде, внутреннее пространство пассажа — это одновременная целостность, где уровни, взаимодействуя, формируют сложное динамичное поле. Посредством визуального восприятия части этого поля осваиваются, но общий образ внутреннего пространства существует независимо от единичной ситуации.
Развитие общественно-торговой деятельности требует, чтобы необходимая часть ориентации во внутреннем пространстве осуществлялась индивидуально каждым посетители, а основная структура была общественной, обеспечивая атмосферу социальной интеграции. Для того, чтобы это условие выполнялось, при построении пространственной композиции должен учитываться механизм реакции посетителя, или обратная связь, которую можно характеризовать так:
— приведение структуры архитектурного пространства пассажа к индивидуальному пространственному поведению;
— перевод индивидуальной пространственной концепции в реальные архитектурные структуры.
Таким образом, композиция внутреннего пространства обязательно включает в себя компоненты не только объективные — геометрические параметры, функциональные свойства и т. д., нормирующие поведение посетителя однозначно, но и подвижные ситуативные значения и эмоциональные переживания, то есть широкий спектр духовных состояний человека. Именно этим факторам придается колоссальная значимость в иерархии профессиональных категорий современного проектирования торговых комплексов.

Внутренне пространство пассажа, как и всякое архитектурное пространство, состоит из различных «освоенных» человеком фрагментов, которые специфически воздействуют на него и друг на друга. Возникают специфические зоны различной насыщенности и значимости, например, атриумные помещения, большой зал и крохотные пространство любимого кафе, магазина.
Отсюда проявляется вторичная структура того же внутреннего пространства как следствие его ситуативной неоднородности для воспринимающего. При этом необходимо учесть также многообразие моделей поведения и их развитие во времени.
В результате выявляется довольно сложный и динамичный контекст для анализа композиции внутреннего пространства. Собственно анализ состоится по следующей схеме:
— выделение видов неоднородности пространственных зон;
— выделение содержательных признаков и правил соединения неоднородных частей;
— выявление своеобразия осмысления структуры внутреннего пространства в композиционной манере архитектора, направления, стиля;
— определение общих методов поиска и композиционной работы со структурой внутреннего пространства.
Анализ по приведенной схеме позволяет сделать следующие выводы.
В творческой практике ряда современных направлений проектирования пассажей существует устойчивая связь между качественными признаками разделения пространства на зоны, элементы, детали, и принципами их упорядочения в целостное произведение.
Гармоничное единство внутренней среды пассажа обеспечивается выполнением двух условий: пространственной целостности коммуникационного остова, то есть торгово-пешеходного молла, и вариабельности пространственных структур составляющих предприятий (на основе гибкой планировки и универсальности конструктивных решений).
Иерархия пространственных зон и фрагментов в композиционном отношении строится на основе главных направлений движения посетителей с учетом различных моделей их поведения. Система композиционных осей определяется осями и доминантами архитектурного окружения.
Композиционное взаимодействие пространственных зон пассажа осуществляется посредством граничных элементов — точек перехода из одной пространственной среды в другую: из интерьера во внешнее пространство, из замкнутого внутреннего двора или атриума в торговый пассаж, и т.д. Фиксация таких точек планировочными и объемными средствами способствует упорядочению зрительного восприятия, формированию у посетителя устойчивого образа или его фрагмента в виде запоминающихся, художественно полноценных композиций.

Важнейшее значение для композиции внутреннего пространства имеет система его освещения, выбираемая в каждом случае индивидуально в зависимости от характера сооружения, контингента посетителей, а также от целей освещения, методов экспозиции, предполагаемых затрат и пр.
Одним из главных принципов организации световой среды является гибкость системы освещения. Для выделения конкретных принципов организации световой среды рассмотрим ряд композиционных приемов, наиболее характерных для современной практики.
С композиционной точки зрения наибольший интерес представляют решения, в которых выражена попытка синтезировать систему освещения и архитектуру. Большинство таких композиций связано со специфическими решениями перекрытий.
В торговом центре в Кэидене (Великобритания), архитектор Н. Гримшоу, используется система ферм арочного типа, перекрывающая огромное нерасчлененное пространство торговых залов. Подвесной потолок, повторяющий форму арки, ограничивает высоту в пределах от 2,75 до 5,0 метров. Мягкость плавного очертания потолка создает в интерьере приятную световую среду благодаря равномерному изменению освещенности. Отдельные участки, например, зона расчетных стоек, фрагменты экспозиции и входы, дополнительно
освещаются направленными источниками и боковым естественным светом через обширное остекление фасадов.

Привлекательность для посетителей естественного освещения очевидна. Как правило, оно широко используется на открытых участках торговых моллов и атриумов, и в виде фонарей — в торговых залах. Замечено, что высокий уровень естественного освещения притягивает людей больше, чем искусственно освещенные витрины, что еще раз подтверждает особую привлекательность пассажа по сравнению с другими формами торговых зданий.

Основные тенденции современной практики проектирования и реализации световой среды позволяют сформулировать следующие принципы проектирования гибких систем освещения.
1. Максимально возможное присутствие естественного света обеспечивает ориентацию человека в пространстве и времени, его связь с окружающей средой и психологическую потребность перемен;
2. Переходные зоны от естественного к искусственному и наоборот должны обеспечиваться транзитной системой освещения. С помощью датчиков она контролирует освещенность — для уменьшения бликов, и цветность — для психологической адаптации;
3. Общий уровень освещенности, соответствующий комфортным условиям, не должен быть равномерно высоким. Необходимы световые контрасты, в противном случае интерьер будет плоским, малоинтересным и малопривлекательным;
4. Визуальное поле характеризуется центром и фоном. В центре освещения должен быть товар — главный предмет освещения;
5. Нежелательные отражения от зеркальных стен или полированных поверхностей колонн и торговых витрин следует уменьшать рассеянным освещением, отражателями или временной заменой зеркального материала отделки.
27 сентября 2012